Вопрос. Изменились ли условия повышения пенсии за продление работы после достижения общеустановленного пенсионного возраста при неполучении пенсии в период этой работы?

 

Ответ. С 1 января 2017 г. изменены условия применения нормы об увеличении размера пенсии по возрасту с учетом периодов работы без ее получения, предусмотренной статьей 23-1 Закона. Ранее периоды работы без получения пенсии и после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях учитывались для увеличения размера пенсии по возрасту независимо от условия назначения пенсии. После 1 января 2017 года увеличение осуществляется только за периоды работы после назначения пенсии по возрасту при условии отказа от ее получения. 

Пример: гр-ка Т., 1 сентября 1961 года рождения, при достижении возраста 55 лет в сентябре 2016 г. не обратилась за назначением пенсии и продолжила работать с целью увеличения размера пенсии по возрасту в соответствии со статьей 23-1 Закона. При назначении ей пенсии в 2017 году (может быть назначена не ранее 1 марта 2017 г.) для увеличения размера пенсии за периоды работы после назначения пенсии (т.е. после 1 марта 2017 г.)  необходимо отказаться от ее получения. Время работы без получения пенсии с 1 января 2017 г. по 1 марта 2017 г. для увеличения размера пенсии не засчитается. Размер ее пенсии увеличится на 2 процента за четыре полных месяца работы 2016 года без получения пенсии (с 01.09.2016 по 31.12.2016).

Вопрос . Гр-ке З., 1 ноября 1966 года рождения, по достижении
50 лет назначена пенсия за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь». В январе 2017 года уволилась с работы. Когда она будет иметь право на выплату пенсии в полном размере?

 

Ответ. Законом Республики Беларусь от 09.01.2017 № 14-З
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» внесены изменения в статью 54 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь». Государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет и ее выплату в размере 50 процентов пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста не более чем на 5 лет. Пенсия в полном размере гр-ке З. будет выплачиваться по достижении общеустановленного пенсионного возраста 58 лет. С января 2017 года и до ноября 2024 года (58 лет) пенсия гр-ке З. будет выплачиваться в размере 50 процентов.

 

Президентом Республики Беларуси А.Г.Лукашенко 29 июня 2017 года подписан Указ № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» (далее –Указ № 233).

Указом предусмотрено уменьшение продолжительности стажа работы с уплатой таких взносов для граждан при наличии не менее 10 лет страхового стажа и общего стажа работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин.

Продолжительность стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов также уменьшается для граждан, которые длительное время (не менее 10 календарных лет) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не имеют права на пенсию по законодательству о пенсионном обеспечении военнослужащих. Право на трудовую пенсию по возрасту предусмотрено предоставить этой категории граждан при наличии не менее 10 лет страхового стажа и общего стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Вопрос: что понимается под военной службой (службой в военизированных организациях) согласно Указу № 233?

Ответ: под военной службой (службой в военизированных организациях) понимаются периоды военной службы (службы в военизированных организациях), указанные в пункте «а» части второй статьи 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении»:

военная служба в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных войсках и органах пограничной службы Республики Беларусь, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в органах государственной безопасности, Службе безопасности Президента Республики Беларусь и иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также службы в Вооруженных Силах, органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР.

Вопрос: включается ли в стаж военной службы для назначения пенсии согласно Указу № 233 время нахождения в отпуске по уходу за ребенком?

Ответ: Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 233 в периоды военной службы (службы в военизированных организациях) не включаются периоды нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми.

Вопрос: имеет ли право на пенсию по возрасту согласно Указу № 233 женщина, которой в 2016 году было отказано в назначении пенсии по возрасту ввиду отсутствия страхового стажа. Стаж ее работы составляет 27 с половиной лет, страховой стаж – 11 лет, стаж службы в вооруженных силах – 15 лет, во время прохождения службы гражданка находилась 4 года в отпуске по уходу за детьми. Права на пенсию по линии Министерства обороны у гражданки нет.

Ответ: Право на пенсию согласно Указу № 233 предоставляется женщинам при наличии стажа работы не менее 20 лет, страхового стажа – 10 лет, не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях), и не имеющим права на пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

С учетом имеющейся информации гражданка имеет право на пенсию по возрасту согласно Указу № 233.

Вопрос: имеет ли я право на пенсию по возрасту согласно Указу № 233 мужчина, возраст которого 61 год, имеющий стаж работы 23 года 4 месяца, в том числе, 10 лет 5 месяцев военной службы и 12 лет 11 месяцев страхового стажа.

Ответ: Оснований для назначения пенсии согласно Указу № 233 не имеется, поскольку право на пенсию согласно Указу № 233 предоставляется мужчинам, имеющим не менее 10 лет страхового стажа, не менее 10 календарных лет военной службы и имеющим стаж работы не менее 25 лет. Поскольку у гражданина отсутствует стаж работы не менее 25 лет, оснований для назначения пенсии по возрасту с применением норм Указа № 233 не имеется.

Вопрос: какой минимальный стаж работы требуется для трудовой пенсии по возрасту?

Ответ: Длительность минимального стажа работы для назначения трудовой пенсии по возрасту или за выслугу лет зависит от года, в котором будут назначаться такие пенсии. При назначении пенсии в 2016 году необходимо было иметь не менее 15 лет 6 месяцев стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж). Начиная с 1 января 2017 г. страховой стаж ежегодно с 1 января будет увеличиваться на 6 месяцев до 20 лет. Поэтому, если пенсия будет назначаться в 2017 году, то потребуется уже 16 лет страхового стажа, в 2018 году – 16 лет 6 месяцев и т.д. При назначении пенсии в 2025 году и позднее потребуется наличие страхового стажа не менее 20 лет.

Для назначения досрочных пенсий родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа. Страховой стаж — это работа, предпринимательская и иная деятельность с уплатой обязательных страховых взносов.

В страховой стаж не засчитываются периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы (службы), учебы и другие, когда обязательные страховые взносы не уплачивались. Однако такие периоды учитываются в общий стаж для исчисления размера пенсии. Таким образом, если требуемый страховой стаж имеется и, соответственно, пенсия может быть назначена, то для исчисления размера этой пенсии будут учтены также периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы (службы), учебы и другие.

При отсутствии требуемого страхового стажа назначается социальная пенсия. С 2015 года такая пенсия назначается женщинам не моложе 60 лет, мужчинам — 65 лет.

Вопрос: будут ли периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодателем не уплачивались или уплачивались в неполном объеме, засчитаны в стаж для назначения пенсии?

Ответ: Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников — 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж. То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются. При уплате взносов с учетом заработной платы ниже установленной в республике минимальной проиндексированной заработной платы стаж будет скорректирован в сторону уменьшения в соответствии с частью первой статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». Для того, чтобы максимально оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, рекомендуем работникам пользоваться своим правом на получение информации об уплате за них обязательных страховых взносов. По этому вопросу можно обращаться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.

Вопрос: Включаются ли в страховой стаж периоды отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет?

Ответ: Периоды отпуска по уходу за ребенком в страховой стаж не включаются.

В стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов согласно законодательству о государственном социальном страховании. Так как в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет уплата страховых взносов в бюджет фонда не производится, то данный период в страховой стаж не засчитывается.

Вместе с тем данный отпуск, как и военная служба, обучение в дневной форме получения образования, получение пособия по безработице включается в стаж работы при определении размера пенсии.

Вопрос: Как определить дату, когда возникнет право выхода на пенсию на общих основаниях?

Ответ: Для определения даты возникновения права на пенсию анализируется совокупность обстоятельств: дата достижения гражданином общеустановленного пенсионного возраста, действующего в году обращения за пенсией, наличие требуемого на эту дату страхового стажа. Также важна дата обращения за пенсией. Так, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратиться за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018), а позднее, скажем в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяце), то есть не ранее июня 2019 года.

Вопрос: недавно Правительством были утверждены новые пенсионные удостоверения. Значит ли это, что ранее выданные пенсионные удостоверения не будут иметь юридической силы и их необходимо обменять на новые?

Ответ: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2017 г. № 255 «Об утверждении форм пенсионных удостоверений» (далее – постановление) утверждены формы пенсионного удостоверения и пенсионного удостоверения лица, которому установлена пенсия за особые заслуги перед Республикой Беларусь. Сделано это было во исполнение статьи 78 Закона Республики Беларусь от 9 января 2017 года № 14-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь», предусматривающей выдачу пенсионного удостоверения по форме, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь.

Форма утверждённых постановлением пенсионных удостоверений не имеет существенных отличий в сравнении с пенсионными удостоверениями образца, предусмотренного до принятия постановления.

С учетом этого в целях рационального использования бюджетных средств выдача пенсионных удостоверений по утвержденной форме будет производиться только после исчерпания бланков пенсионных удостоверений образца, предусмотренного до принятия постановления.

Согласно пункту 2 постановления пенсионные удостоверения, выданные до вступления в силу постановления, являются действительными. Обменивать их на удостоверения, формы которых утверждены постановлением, не нужно.

Вопрос: на основании чего, и в каком размере производятся удержания из пенсии?

Ответ: удержания из пенсий могут производиться:

а) на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариусов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь, других решений и постановлений, исполнение которых производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве;

б) на основании решений комиссий по назначению пенсий для взыскания сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру вследствие злоупотреблений с его стороны (в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытия факта работы и т.п.).

Размер удержаний из пенсии исчисляется из суммы, причитающейся пенсионеру к выплате. При обращении взыскания на пенсию по нескольким исполнительным документам за должником сохраняется не менее пятидесяти процентов пенсии.

Вопрос: имеет ли право на отпуск гражданин, осуществляющий уход за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80 — летнего возраста и получающий социальное пособие?

Ответ: пособие по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста – это мера социальной поддержки трудоспособного лица, выбывшего с рынка труда в связи с необходимостью осуществления постоянного ухода за нетрудоспособным.

Что касается вопроса об отпуске, то согласно статье 149 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) право на трудовые и социальные отпуска имеют работники (при наличии оснований, предусмотренных ТК). Под отпуском понимается освобождение от работы по трудовому договору на определенный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы в предусмотренных ТК случаях (статья 150 ТК).

Лица, занятые уходом за нетрудоспособным и получающие социальное пособие, не являются работниками по трудовому договору с выплатой заработной платы. Поэтому получатели пособия по уходу права на отпуск не имеют.